Прирезка земельного участка в 2019 году

6 этапов прирезки участкаС 01 марта 2015 года прирезка земельного участка стала законным способом увеличения площади используемой земли.

В результате прирезки земельного участка можно увеличить его площадь за счет земель, примыкающих к основному (используемому) участку.

В земельном кодексе нет такого понятия – прирезка земельного участка.

Прирезка — это обывательское название юридического термина — перераспределение земли.

В результате перераспределения земли на месте основного участка появляется новый земельный участок, который по площади больше изначального (основного).

Иными словами, основной участок перестает существовать, а на его месте появляется новый участок с увеличенной площадью.

Чтобы сделать перераспределение земельный участок должен быть в собственности.

Перераспределение земельных участков можно разделить на 2 вида:

  1. перераспределение государственных или муниципальных участков между собой.
  2. перераспределение государственных или муниципальных участков и участков, находящихся в частной собственности.

Первый вид перераспределения земли для нас неинтересен, потому что он не приводит к увеличению участков, находящихся в собственности граждан и/или организаций.

Второй вид перераспределения земли интересен, потому что с его помощью можно увеличить свой участок.

В этой статье рассмотрим 2-ой вид перераспределения земли, так как он позволяет нам расширить земельный участок за счет прилегающей земли.

4 основания прирезать участок.  

Прирезка или перераспределение земли допускается в 4-х случаях:

а) Прирезка участка в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории.

Данное основание перераспределения земли используется для приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.

Иными словами, если в отношении застроенной территории заключен договор о ее развитии, то можно перераспределять землю с целью приведения границ участков в соответствие с проектом межевания территории.

Данное основание для нас не очень интересно, потому что не часто встречается в подавляющем большинстве населенных пунктов.

б) Перераспределение допускается, когда земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

Полный перечень объектов капитального строительства, при образовании которых возможно перераспределение, указан в статье 49 ЗК РФ.

Среди этих объектов можно выделить:

  • автомобильные дороги,
  • объекты обороны,
  • объекты транспорта, связи и т.д.

Очень часто перераспределение земли по данному основанию связано с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Данное основание тоже не интересно для нас, потому что не позволяет гражданам увеличивать свои участки за счет прирезки.

в)  Перераспределение земель и земельных участков на территории, для которой утвержден проект межевания.

Проект межевания устанавливает однообразные размеры и форму границ земельных участков.

Другими словами, проект межевания упорядочивает размещение земельных участков, которые приобретают границы правильной формы и единообразные размеры.

Перераспределение участков, на территории где действует проект межевания, допускается для исключения вклинивания, вкрапления, изломанности границ и чересполосицы.

Иными словами, перераспределение имеет цель упорядочить земельные участки на территории, для которой утвержден проект межевания.

Если у вас есть участок, который вы получили до утверждения проекта межевания, то у вас есть возможность перераспределить землю, таким образом, чтобы он соответствовал упорядоченным участкам.

В любом случае, площадь вашего нового земельного участка не может превышать максимальный  размер, установленный Правилами землепользования и застройки.

Данное основание имеет для нас интерес, потому что в отдельных случаях такое перераспределение приводит к увеличению площади участка.

Однако, поскольку территорий с утвержденными проектами межевания значительно меньше территорий, где проекты не утверждаются, то данное основание для перераспределения имеет узкий круг случаев для реального применения.

г) Перераспределение земельных участков под ЛПХ, огородничество, садоводство, дачное хозяйство (до 01.01.2019 года) и индивидуальное жилищное строительство.

Данное основание прирезки земельного участка является самым подходящим для большинства обычных граждан.

Если вы являетесь собственником земельного участка предназначенного:

  • для ведения личного подсобного хозяйства,
  • ведения огородничества,
  • для ведения садоводства,
  • для использования под ведение дачного хозяйства (до 01.01.2019 года),
  • для строительства индивидуального жилого дома,

то у вас есть право увеличить свой участок за счет прирезки дополнительной территории, при наличии свободной земли, примыкающей к вашему участку.

Основное условие такой прирезки: площадь нового участка не должна превышать предельные размеры земельных участков, установленные Правилами землепользования и застройки.

Допустим, площадь вашего участка под ИЖС составляет — 12 соток. В Правилах землепользования и застройки вашего населенного пункта установлено, что максимальная площадь участка под ИЖС не может превышать 15 соток.

Это означает, что вы можете прирезать к своему участку не более  3 соток земли, при условии, что вокруг вашего участка есть свободная земля с такой площадью.

Обратите внимание.

Если вы хотите прирезать к своему участку достаточно большой кусок земли, то возрастает риск получить отказ.

В такой ситуации, чтобы увеличить шансы на получение дополнительной земли, целесообразно не прирезать землю к существующему участку, а получать ее как отдельный участок.

Получить участок без торгов можно через предварительное согласование.

Первый шаг в этом направлении — сформировать Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Сформировать . . .

Бонус к готовому заявлению — краткая пошаговая инструкция.

Рассмотрим данное основание более подробно, но предварительно выясним следующий вопрос:

Чем перераспределение земель отличается от перераспределения земельных участков?

При перераспределении земель к основному участку присоединяется свободная земля, то есть территория, которая не имеет границ, и не состоит на кадастровом учете.

При перераспределении земельных участков к основному участку присоединяется другой участок, который принадлежит муниципалитету или государству.

Иными словами, при перераспределении земли вы присоединяете к своему участку не учтенную в кадастре землю, а при перераспределении земельных участков, вы присоединяете к своему участку другой сформированный участок, который имеет границы.

Как оформить прирезку участка под ИЖС, огород, ЛПХ, садоводство?   

Как уже упоминалось выше: прирезать к своему участка дополнительный кусок земли может только собственник участка. У арендаторов, а также лиц, владеющих участком на праве безвозмездного пользования, права на прирезку земли нет.

Для прирезки земли нужно заключить соглашение с администрацией, в чьей собственности находится земля, которую прирезают к участку.

Как правило, в населенных пунктах земля является муниципальной, поэтому будем рассматривать соглашение с местной администрацией.

Соглашение о перераспределении земли готовит сама администрация.

Вам важно убедиться, чтобы в соглашении было указано, что на вновь образуемый участок возникает право частной собственности, то есть вы становитесь собственником нового увеличенного участка.

Оформление прирезки состоит из 6-ти этапов.

Обратите внимание, что описываемая процедура относится к 4-му основанию, то есть прирезка к участку ИЖС, ЛПХ, огород, садоводство, при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

1-ый этап.

Подготовка схемы расположения земельного участка.

Первым делом необходимо подготовить Схему расположения земельного участка.

Схему можно подготовить самостоятельно.

Кто имеет доступ к видео инструкции, знают, как готовится Схема для получения участка.

Отличие Схемы для прирезки от Схемы для получения участка состоит в том, что для прирезки вы охватываете контуром нового участка свой собственный участок и территорию, которую хотите присоединить.

Будьте готовы к тому, что чиновники в администрации станут навязывать вам услуги прикормленных кадастровых инженеров, чтобы те сделали вам схему.

Вы можете пойти на поводу у чиновников и заказать схему у обозначенных кадастровых инженеров. При этом нужно понимать, что схема, подготовленная кадастровым инженером, не дает 100% гарантию, что ее утвердят в администрации, и вы успешно пройдете процедуру прирезки.

В бесплатной инструкции, которую получают все пользователи онлайн сервиса по формированию Заявления о прирезке, показаны 3 способа как подготовить Схему.

Один из этих способов вам обязательно подойдет.

2-ой этап.

Готовим заявление о перераспределении земельных участков.

Необходимо подготовить заявление и подать его в местную администрацию.

Заявление о прирезке участка можно подготовить одним из 3-х способов:

  • изучить статью 39.29 ЗК РФ, в которой указано, что должно содержаться в заявлении, и самому составить текст,
  • самостоятельно за 3 минуты сформировать Заявление через сервис и получить бонус в виде пошаговой инструкции,
  • использовать чужой шаблон.

Подготовка заявления через сервис наиболее проста и безопасна, потому что:

  • не нужно тратить время на изучение Земельного кодекса,
  • вы застрахованы от ошибок, которые могут быть в чужом шаблоне.

Сделать сейчас

К заявлению следует приложить:

  • копию правоустанавливающих документов на земельный участок.

Иными словами, документы, подтверждающие право собственности на участок.

Прикладывать копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов не обязательно в том случае, если право собственности зарегистрировано в ЕГРН.

Проверить наличие зарегистрированного в ЕГРН права собственности можно онлайн. Для этого достаточно получить выписку из ЕГРН.

  • схему расположения земельного участка.

Напомню, что мы рассматриваем ситуацию, когда нет утвержденного проекта межевания территории.

  • документ, подтверждающий полномочия представителя.

Если вы подаете заявление через представителя, то необходимо приложить доверенность.

3-ий этап.

Проверка заявления на предмет соответствия установленным требованиям

Если заявление по своему содержанию не соответствует пункту 2 статьи 39.29 ЗК РФ или к не нему не были приложены необходимые документы, а также в случае подачи заявления в неуполномоченный орган, данное заявление в течение 10 дней со дня поступления будет возвращено.

В случае возврата, чиновники должны указать все основания, по которым заявление было возвращено.

Иными словами, у чиновников нет уловки, которой они частенько пользовались, каждый раз возвращая документы по разным основаниям.

4-ый этап.

Принятие решения по заявлению о перераспределении земель.

В течение 30 дней с момента получения заявления о перераспределении администрация должна выполнить одно из следующих действий.

  • принять решение об утверждении Схемы и направить вам данное решение вместе со схемой.

Данное решение может оформляться в виде постановления (распоряжения) главы администрации.

Обратите внимание, что администрация должна предоставить вам оригинал решения и утвержденную Схему.

Не доверяйте ничьим устным заверениям о том, что по вашей схеме принято положительное решение, потому что чиновники за слова не отвечают.

Если вы получили положительное решение и утвержденную схему, то можно переходить к следующему 5-му этапу.

  • направить письменное согласие на заключение соглашение о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Указанное согласие администрация направляет в случае, если вы заявили о перераспределении участка по 3-му основанию, то есть на территории, где утвержден проект межевания.

Поскольку мы рассматриваем процедуру прирезки земли по 4-му основанию, то есть для участков ЛПХ, ИЖС, огородничество и садоводство, где нет утвержденного проекта межевания, то не будем акцентироваться на этом пункте.

  • принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ перечислено 13 оснований, по которым может быть отказано в перераспределении земельных участков.

Далее рассмотрим эти основания, а также способы, как минимизировать риск получения отказа.

5-ый этап.

Выполнение кадастровых работ.

После получения положительного решения и утвержденной схемы вам необходимо за свой счет провести кадастровые работы и поставить новый участок на учет.

Эту процедуру, в отличие от подготовки Схемы расположения земельного участка, нельзя сделать без кадастрового инженера.

Поэтому, нанимайте кадастрового инженера (желательно не первого встречного) и ставьте ему задачу по выполнению кадастровых работ и постановке участка на учет.

По результатам, вы должны иметь на руках кадастровый паспорт нового участка.

Указанный паспорт нужно представить в администрацию.

Кадастровый паспорт целесообразно передавать в администрацию с сопроводительным письмом, на котором администрация должна поставить входящий штамп с датой.

С этой даты будет отсчитываться 30-дневный срок, в течение которого чиновники должны предоставить вам Соглашение о перераспределении земельного участка.

Текст сопроводительного письма может быть такой:

В администрацию

от

ФИО,

место жительства,

телефон.

УВЕДОМЛЕНИЕ

Направляю кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером _____________ для заключения Соглашения о перераспределении земельных участков на основании решения № ____ от «__»______ 2019 года об утверждении  Схемы расположения земельного участка.

Приложение: кадастровый паспорт – 1 экз. на ___ листах.

ФИО                                                                подпись                               дата.   

Если передать кадастровый паспорт без сопроводительного письма с отметкой о приеме, то вы рискуете тем, что чиновники начнут тянуть резину или вообще потеряют ваш кадастровый паспорт, но при этом будут без тени смущения заявлять, что ничего от вас не получали.

6 этап.

Заключение соглашения о перераспределении земель.

В течение 30 дней с момента передачи в администрацию кадастрового паспорта, вы должны получить Соглашение о перераспределении земельного участка.

Как только вы  получили Соглашение,  у вас есть 30 дней, чтобы его подписать и направить в администрацию.

Направлять Соглашение целесообразно с сопроводительным письмом, на 2-ом экземпляре которого администрация  должна поставить входящий штамп с датой.

Обратите внимание, что администрация может отказать в заключении соглашения.

Отказ в заключении соглашения возможен, если площадь земельного участка в кадастровом паспорте окажется больше, чем площадь того же участка, указанная на Схеме расположения, более чем на 10%.

Чтобы избежать данной проблемы необходимо проконтролировать кадастрового инженера, чтобы он соблюдал предельный лимит расхождения площади.

Отказ в перераспределении земель.

Как уже упоминал ранее, в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ установлено 13 оснований, по которым может быть отказано в перераспределении земельных участков.

1. Подано заявление о перераспределении земельных участков в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса.

Данное основание относится к 1-ому виду  перераспределения земельных участков, то есть к перераспределению государственных и муниципальных участков между собой.

1-ый вид перераспределения земель не относится к частным участкам, поэтому для нас он не особо интересен.

2. Отсутствует письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Если вы хотите прирезать свой участок, но при этом участок сдан вами в аренду, или заложен в банке, то прежде чем подавать заявление в администрацию, вам необходимо получить письменное согласие арендатора или банка на перераспределение участка.

Без этого согласия в прирезке могут отказать.

Если ваш участок не обременен правами 3-х лиц (арендаторы, банки и др.), то данное основание отказа для вас не имеет значения, потому что оно к вам неприменимо.

3. На земельном участке, который возникает в результате прирезки, окажется объект недвижимого имущества или незавершенного строительства, принадлежащий 3-им лицам.

Чтобы избежать данного основания отказа, при подготовке Схемы не стоит охватывать контурами нового участка чужие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства, которые вам не принадлежат.

Из этого правила есть исключения, которые связаны с сервитутами. Но сервитут это отдельная большая тема, которую нужно описывать в отдельном материале.

Если в комментариях будет достаточно вопросов по сервитутам, то подготовлю отдельный материал по этой теме.

4. Прирезка участка осуществляется за счет земель и/или земельных участков изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Если прилегающая к вашему участку земля изъята из оборота или ограничена в обороте, то прирезать землю к участку не получится.

Как узнать, изъята прилегающая земля из оборота или ограничена в обороте?

В-первую очередь  нужно ознакомиться с перечнем земель, которые изъяты или ограничены в обороте.

Посмотреть перечни можно в пунктах 4 и 5 статьи 27 ЗК РФ. В них перечислены земли, которые прирезать к участку не удастся.

Во вторую очередь, нужно на Публичной кадастровой карте проверить свой участок на предмет наличия вокруг него земель из вышеуказанных перечней.

Случаев примыкания к частному участку земель из числа изъятых или ограниченных в обороте не так много, поэтому данное основание отказа не самое распространенное.

5. Прирезка участка осуществляется за счет земель и/или земельных участков зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Резервирование земель может осуществляться по решению федеральных, региональных и местных властей.

По законодательству (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд») решения властей о резервировании земель должны регистрироваться в Рорсеестре.

Отсюда можно сделать вывод, что информация о резервировании земель должна отображаться на Публичной кадастровой карте.

Однако, учитывая, как у нас исполняются законы, было бы опрометчиво полагаться исключительно на Росреестр и ПКК.

Для выяснения вопроса о зарезервированных землях целесообразно посмотреть на сайте администрации постановления на эту тему и/или сделать официальный запрос в администрацию.

6. Перераспределение осуществляется за счет участка выставленного на аукцион или за счет участка, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании.

Если вы прирезаете к своему участку землю:

  • за счет участка, который выставлен на аукцион,
  • или за счет участка, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании и 2 летний срок действия данного решения не истек,

то в прирезке будет отказано.

Наличие объявленного аукциона можно проверить на сайте torgi.gov.ru либо через поисковые системы Яндекс, Google, путем поиска по кадастровому номеру участка, за счет которого планируете сделать прирезку.

Определить наличие решений о предварительном согласовании можно 3 способами, которые я показал в 2-х видео.

7. Прирезка осуществляется за счет участков, в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании или о предоставлении участка и решения об отказе еще не приняты.

Данное основание отказа похоже на предыдущее, но имеет одно отличие.

В прирезке участка будет отказано, если ваша схема охватывает участок, в отношении которого начата, но еще не закончена процедура предварительного согласования или процедура предоставления участка.

Для справки.

Предварительное согласование – это процедура, в ходе которой есть возможность получить земельный участок без торгов.

По данной процедуре есть готовые пошаговые инструкции.

К сожалению, в силу непрозрачности деятельности наших властей, со 100% уверенностью достоверно установить, что кто-то запустил процедуру предварительного согласования или предоставления участка, примыкающего к вашей земле, очень сложно.

Даже если вы прокачали сайт torgi.gov.ru, сайт местной администрации и другие источники, всегда остается вероятность, что какой-то чиновник «затупил» и своевременно не обнародовал сведения, либо обнародовал их так, что с собаками не найдешь.

Поэтому целесообразно учитывать риск отказа по данному основанию.

8. Площадь нового участка превышает предельные максимальные размеры.

Об этом основании отказа уже упоминал ранее.

Суть его состоит в том, что в каждом населенном пункте принимаются свои Правила землепользования и застройки.

В этих Правилах устанавливаются предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков.

Найти ПЗЗ можно на сайте местной администрации.

Правила землепользования и застройки

Например, на данном фрагменте видно, что для территориальной зоны Ж-1, которая предусматривает ИЖС, установлены минимальные размеры участков — 6 соток, а максимальные размеры – 20 соток.

Таким образом, площадь нового участка под ИЖС, полученного в результате перераспределения, не может превышать 20 соток для населенного пункта, где действуют указанные Правила землепользования застройки.

9. Новый земельный участок образуется за счет земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, установленных статьей 11.9 ЗК РФ.

Данное основание, на мой взгляд, является самым трудным препятствием на пути получения положительного решения о перераспределении участка.

Попробуем в нем разобраться.

Камнем преткновения может стать размер площади земли, на которую увеличивается ваш участок в результате перераспределения.

Как уже говорилось ранее, Правила землепользования и застройки устанавливают минимальные размеры земельных участков.

Если вы увеличиваете свой участок на размер площади больше минимального размера, установленного в ПЗЗ, то это может стать основанием для отказа, потому что чиновники, пользуясь вышеуказанным основанием, могут отказать в прирезке по причине того, что из площади присоединяемой земли можно образовать самостоятельный участок.

Например.

Допустим, минимальный размер участка согласно ПЗЗ составляет 4 сотки. Вы хотите увеличить свой участок площадью 6 соток до 10 соток, то есть прирезать к участку дополнительные 4 сотки.

В этом случае, вы рискуете получить отказ, потому что из площади, на которую увеличивается участок, можно сформировать самостоятельный участок.

Как минимизировать риск получения отказа по данному основанию?

  • прирезать к своему участку землю площадью менее минимального размера участка, установленного в ПЗЗ,
  • прирезать землю к участку со всех или нескольких сторон, чтобы контур присоединяемой территории не имел правильной формы. Например, увеличивать участок за счет расширения границ своего участка с 4-х, либо 3-х сторон, в крайнем случаем с 2-х сторон. Если будете увеличивать участок путем присоединения земли с одной стороны, то есть фактически присоединяете смежную территорию, то при превышении минимального размера, можно получить отказ.

Кроме этого, необходимо соблюдать следующие требования:

  • границы участка не должны пересекать границы муниципального образования,  территориальных зон, лесничеств, лесопарков;
  • новые границы участка не должны препятствовать разрешенному использованию объектов недвижимости;
  • прирезка не должна приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель.

Иными словами, не нужно в погоне за лишними сотками впадать в безумное стяжательство, потому что разумный подход позволит минимизировать риск отказа.

10. Границы земельного участка подлежат уточнению.

Многие земельные участки имеют статус – ранее учтенный.

Проверить статус участка можно на публичной кадастровой карте.

Узнать статус ранее учтенного участка можно на Публичной кадастровой карте

Если ваш участок имеет статус – ранее учтенный, то прежде чем затевать прирезку, необходимо провести межевание, чтобы уточнить границы участка.

11. Допущены нарушения при составлении схемы расположения земельного участка.

В прирезке участка могут отказать, если имеются основания для отказа в утверждении схемы, которые предусмотрены пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

В отдельной статье: Утверждение схемы земельного участка детально показано, как избежать 5 оснований отказа.

Используйте данные подсказки, потому что они помогут составить Схему и пройти процедуру прирезки без отказов.

12. Схема расположения земельного участка сделана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Данное основание по своему содержанию во многих аспектах перекликается с вышерассмотренными основаниями отказа.

В статье: Утверждение схемы земельного участка, вы найдете способы и инструменты, как подготовить правильную Схему, соответствующую требованиям землеустроительной документации.

Не так страшен черт, как его малюют.

13. На территории утвержден проект межевания.

Если вы планируете осуществить прирезку на основании Схемы расположения земельного участка, то на территории, где располагается ваш участок, не должно быть утвержденного проекта межевания.

Проверить наличие или отсутствие утвержденного проекта межевания территории достаточно просто.

Как узнать, утверждался ли проект межевания территории?

Установить наличие или отсутствие утвержденного проекта межевания можно 3 способами:

  • в поисковой строке Яндкеса и/или Google наберите номер кадастрового квартала, в котором располагается ваш земельный участок,
  • на сайте местной администрации (если хотите прирезать к участку муниципальную землю) или на сайте регионального правительства (если планируете прирезать к участку государственную землю) поищите нормативные документы (постановления) об утверждении проектов межевания территории,
  • направить в администрацию письменный запрос, в котором задать вопрос: утверждался ли проект межевания территории для кадастрового квартала, в котором находится ваш земельный участок.

В большинстве случаев, при наличии утвержденного проекта межевания, поисковые системы выдадут текст постановления об утверждении проекта межевания, потому что органы власти обязаны публиковать подобные документы.

Если в первой десятке результатов поисковой выдачи нет постановления об утверждении проекта межевания, то с высокой степенью вероятности можно сделать вывод, что проект не утверждался.

Тем не менее, если поисковые системы выдают отрицательный результат, целесообразно поискать его на сайте администрации и/или сделать письменный запрос в администрацию.

И в завершении, рассмотрим вопрос:

Стоимость прирезки земли

Единой стоимости перераспределения земли не существует, потому что федеральная, региональная и местная власти для своих земель устанавливают свой порядок определения стоимости.

Например, для федеральных земель размер платы будет составлять 15% от кадастровой стоимости.

Иными словами, если вы прирезаете к своему участку федеральную землю, то за дополнительную площадь участка вам придется заплатить 15% его кадастровой стоимости.

Чтобы рассчитать примерную стоимость предстоящей прирезки, можно на Публичной кадастровой карте узнать кадастровую стоимость соседних участков, вычислить кадастровую стоимость одной сотки и полученную величину умножить на количество соток, которые вы планирует прирезать.

Если сумма вас устраивает, то можно приступать к процедуре перераспределения.

С муниципальными и региональными землями ситуация несколько сложнее, потому что в каждой области, районе и населенном пункте может быть установлен свой размер платы за прирезку земли.

Информацию о размере платы за прирезку земли необходимо искать на официальном сайте администрации, либо направлять запрос в  администрацию.

Вопросы задавайте в комментариях, чем смогу помогу.

Анекдот: Муж смотрит на лицо безмятежно спящей жены: «Сопит мое сокровище, губками чмокает, наверное, кого-то убила и ест».

 Источник:   https://haha.su




Комментарии 23

  • Здравствуйте, Дмитрий! СНТ, участок 5 сот плюс в аренде 1.2 сотки защитки на берегу реки, есть перспектива собственности?

    • Здравствуйте, Виталий.

      Для обоснованного ответа слишком мало исходной информации.

      В любом случае, получение в собственность земли защитной полосы водоохранной зоны на законных основаниях маловероятно (это мое субъективное мнение, которое не претендует на истинность в последней инстанции).

  • Здравствуйте, Дмитрий! Благодарю Вас за ответ. Если позволите, немного уточню.

    1. «Само по себе арифметическое превышение площади прирезаемого участка (0,5) над площадью минимального участка (0,2) не является безусловным основанием для отказа в прирезке или отмены уже состоявшего решения, потому что конфигурация участка тоже имеет значение.
    Если 0,5 сотки прирезаны в виде полосы вокруг участка шириной, допустим, в 1 метр, то сформировать самостоятельный участок из прирезаемой земли невозможно, поэтому отсутствуют основания для отказа в прирезке или отмены принятого решения о прирезке».

    Прирезанный участок имеет правильную форму, и сформировать из прирезаемой земли самостоятельный участок было возможно. Странно вот что – согласно Решению Совета местных депутатов предельный минимальный размер земельного участка составляет 20 кв.м. Неужели возможно сформировать самостоятельный участок площадью 20 кв.м.? Если такое возможно, то практически все прирезки земель правильной формы, совершенные до принятия ПЗЗ можно оспорить в суде только на основании превышения предельного минимального размера земельного участка?

    2. «Кроме этого, нужно проверять есть ли правовые основания для отмены решения и не истекли ли сроки на обжалование (3 месяца)».
    Не понятно что именно надо обжаловать — Постановление местной администрации или Соглашение о перераспределении?
    Если речь идет о Постановлении, то согласно Письму от 05.11.2015г. №7-ВС-7105/15 и постановление Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», рассмотрению в исковом (не административном) порядке гражданских дел, вызывающих вопросы по определению вида судопроизводства подлежат в том числе споры о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве, а также о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о постановке земельного участка на кадастровый учет или снятии с кадастрового учета, соединенного со спором о праве на земельный участок.
    Таким образом, срок исковой давности по данной категории дел составляет 3 года (по правилам ст.196 ГК РФ).
    Если же обжаловать надо Соглашение о перераспределении, то как определить срок исковой давности в этом случае – 1 год как для оспоримой сделки или 3 года как для ничтожной сделки?

    3. «Глава о перераспределении (прирезке) земельных участков включена в Земельный кодекс и вступила в силу с 01 марта 2015 года.
    Если на тот момент не были приняты ПЗЗ, то показатели предельных размеров участков, отступов и другие градостроительные параметры, могли устанавливаться иными нормативно-правовыми актами».

    Согласно ст.11.9 Земельного кодекса РФ Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
    Получается, что установление предельных размеров земельных участков иными нормативно-правовыми актами кроме градостроительного регламента (ПЗЗ) противоречит Земельному кодексу?
    С уважением,
    Дмитрий

    • Добрый день, Дмитрий.

      1. По первому вопросу, комментировать не берусь, потому что очень сложно определить, чем руководствовались местные власти при установлении такого мизерного значения минимального размера участка.

      2. Если я правильно понял суть письма N 7-ВС-7105/15, на которое вы ссылаетесь, то условием для рассмотрения дела в рамках гражданского судопроизводства, является наличие спора о праве, соединенного с обжалованием ненормативного акта.

      Если проецировать это условие на отношения, возникающие при прирезке участка, то должно получаться, что прирезка осуществлена за счет земли, принадлежащей третьему лицу, чьи права такой прирезкой были нарушены.

      В этом случае, третье лицо, безусловно, должно идти по пути гражданского судопроизводства.

      Но в этом случае, превышение минимального размера (0,2) уже не имеет определяющего юридического значения, потому что нарушаются права собственности (аренды) третьего лица.

      Если же инициатором обжалования выступает лицо, имущество (земля) которого не пострадало в результате совершенной прирезки, и единственным основанием для обжалования является превышение минимального размера площади участка, то весьма сомнительно, что при таком раскладе соблюдается условие: наличие спора о праве.

      Рассматривать вариант, когда сам инициатор прирезки ее обжалует, практического смысла не имеет, потому что подобные действия мало кому могут прийти в голову (хотя конечно всякое бывает).

      Кроме этого, наименование и характер перечисленных в приведенном вами письме N 7-ВС-7105/15 видов ненормативных актов —
      цитата:
      «1) о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве;
      2) о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о постановке земельного участка на кадастровый учет или снятии с кадастрового учета, соединенного со спором о праве на земельный участок;
      »
      на мой взгляд, не очень гладко стыкуются с наименованием ненормативного акта о прирезке (о перераспределении земель и (или) земельных участков).

      Иными словами, по моему субъективному мнению, которое, допускаю, может быть ошибочным, возможность обжалования ненормативного акта о прирезке в рамках гражданского (не административного) судопроизводства третьим лицом, чьи права не были нарушены, по основанию превышения минимального размера участка, представляется мне несколько сомнительной.

      Критерием, по которым различают оспоримые или ничтожные сделки, является основание, по которому сделка считается (или признается) недействительной.
      В параграфе 2 главы 9 ГК РФ они перечислены.

      Если исходить из того, что основанием для признания Соглашения недействительным является превышение минимального размера участка, установленного правовым актом (решение Совета депутатов), то полагаю основанием может быть статья 168 ГК РФ.

      По данному основанию сделка, по общему правилу является оспоримой. Но при наличии определенных условий может считаться и ничтожной.

      Для более точных выводов нужно глубоко погружаться в эту проблему и «перекапывать» судебную практику.

      3. С точки зрения буквы закона, согласен с вами полностью.

      Сейчас не могу припомнить источник, но где-то находил информацию о сроках, до которых должны быть утверждены ПЗЗ.
      Пока пытался найти этот источник, в законе о введении в действие ГрК РФ натыкался на формулировки условий, при которых ПЗЗ не утверждены.

      Иными словами, в контексте целей обжалования актов о прирезке, целесообразно детальнее изучить порядок установления градостроительных регламентов, в ситуациях, когда ПЗЗ не утверждены (или не приведены в соответствии с ГрК РФ), потому что частенько в ЗК и ГрК установлены одни нормы, а в законах о введение в действие этих кодексов устанавливаются переходные положения, которые допускают исключения из норм, закрепленных в кодексах.

      Желаю успеха.

      • Дмитрий, большое спасибо за очередной комментарий!

  • Дмитрий, здравствуйте.
    В нашем районе ПЗЗ принят в начале 2018. В ПЗЗ конкретно указаны предельные размеры земельных участков.
    До принятия ПЗЗ предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность или аренду на территории муниципального района, устанавливались решением Совета местных депутатов.
    Например, предельный минимальный размер земельного участка был 0,2 сотки, после принятия ПЗЗ он увеличен до 2 соток.
    Получается, что теоретически можно в суде оспорить прирезку земли площадью 0,5 соток, произведенную до принятия ПЗЗ, так как из этой земли можно было сформировать отдельный земельный участок и выставить его на открытые торги?
    Или же предельные размеры земельных участков, установленные прочими документами кроме ПЗЗ, не имеют отношения к прирезке?
    С уважением,
    Дмитрий

    • Добрый день, Дмитрий.

      Вопрос: Получается, что теоретически можно в суде оспорить прирезку земли площадью 0,5 соток, произведенную до принятия ПЗЗ, так как из этой земли можно было сформировать отдельный земельный участок и выставить его на открытые торги?

      Ответ: Оспорить можно практически любое решение чиновников, при условии если оно затрагивает права человека, который оспаривает.

      Иными словами, если сосед прирезал себе кусочек свободной земли, которую оспаривающий тоже мечтал прирезать себе, то у суда не будет законных оснований удовлетворять требование, потому что права заявителя не были нарушены.
      Облом с мечтой не считается нарушением прав.

      Кроме этого, нужно проверять есть ли правовые основания для отмены решения и не истекли ли сроки на обжалование (3 месяца).

      Само по себе арифметическое превышение площади прирезаемого участка (0,5) над площадью минимального участка (0,2) не является безусловным основанием для отказа в прирезке или отмены уже состоявшего решения, потому что конфигурация участка тоже имеет значение.

      Если 0,5 сотки прирезаны в виде полосы вокруг участка шириной, допустим, в 1 метр, то сформировать самостоятельный участок из прирезаемой земли невозможно, поэтому отсутствуют основания для отказа в прирезке или отмены принятого решения о прирезке.

      Вопрос: Или же предельные размеры земельных участков, установленные прочими документами кроме ПЗЗ, не имеют отношения к прирезке?

      Ответ:Глава о перераспределении (прирезке) земельных участков включена в Земельный кодекс и вступила в силу с 01 марта 2015 года.
      Если на тот момент не были приняты ПЗЗ, то показатели предельных размеров участков, отступов и другие градостроительные параметры, могли устанавливаться иными нормативно-правовыми актами.

  • Уважаемый Дмитрий сегодня мне прислали очередной ответ с отказом о предварительном согласовании предоставления ЗУ под огород . Площадь 11 соток. Отдельным участком.С отдельным подъездом Сказали, что это зона Ж_2. ( удивительно, но первые отказы были по другим выдуманным причинам. Всегда отказывали под разными предлогами. Кроме того сказали, Что я не отношусь к той категории граждан, которые имеют право претендовать на получение Зу, смежного с моими шестью сотками без торгов. Почему я не имею право получить смежную землю без торгов. Сасибо заранее

    • Добрый день.

      Если вы подавали заявление на предварительное согласование на основании статьи 39.18 ЗК РФ под огородничество, то полагаю, что чиновники могут оказаться правы, потому что по указанному основанию получают землю только под:
      — ИЖС,
      — ЛПХ, в границах населенного пункта,
      — садоводство,
      — КФХ.
      В своем предыдущем вопросе, вы не указывали цель получения участка.

      Относительно разных причин отказов.
      Согласно пункту 17 статьи 39.15 ЗК РФ: Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
      Иными словами, в одном отказе должны быть изложены все основания, которые явились основанием для такого отказа.

  • Дмитрий, приветствую.

    Подскажите пожалуйста, как сделать план-схему прирезаемого участка, если он находится на границе 2-ух кадастровых кварталов?

    • Здравствуйте, Екатерина.

      Схему для прирезки земельного участка можно сделать с помощью ознакомительной версии программы АРГО.

      Процесс подготовки схемы (для предварительного согласования) детально показан в видео инструкции.
      Схема для прирезки делается аналогичным образом, только контуры схемы должны охватывать существующий участок и территорию, которую нужно прирезать.

      Относительно границы 2-х кадастровых кварталов.

      Сейчас точно не могу припомнить, но где-то в законодательстве или разъяснениях находил требование, запрещающее формирование участка на территории 2-х кадастровых кварталов.

      Иными словами, образуемые земельные участки не должны пересекать границы кадастровых кварталов.

      Исходя из этого требования, сформировать участок, в том числе, за счет прирезки, который будет пересекать границы кадастрового квартала, на законных основаниях маловероятно.

  • Здравствуйте. между моим и соседским участком самовольно раскатана дорога. местным очень удобно напрямик ездить и ходить, а не по основной уличной дороге.
    проулок получился около 5 метров шириной и длиной больше 100 метров.
    пытался перегородить чтобы не ездили тракторы и машины а только могли ходить люди. поднялся страшный скандал. глава поселения на стороне скандалистов, сам там ходит и ездит.
    дороги этой официально нет. ни в ген плане ни в картах. подал заявление на прирезку земли под этой дорогой. в архитектуре района позвонили нашему главе и договорились не давать мне согласование.типа люди кто там ездит против. на мое возражение, что люди привыкли там ездить- это не законная причина мне отказать . загадочно улыбаются.
    заявление я все равно подал со всеми документами и схемой. жду 30 дней отказа. но законного обоснования отказа быть не может. что могут написать?
    куда потом? в прокуратуру или суд?

    • Здравствуйте, Алексей.

      Что могут написать в отказе?
      Я не провидец, поэтому не знаю, что чиновники могут написать в отказе.
      Иногда пишут откровенный бред, просто чтобы отфутболить.
      Но и законные отказы нередки.

      Куда потом?
      Предварительно нужно оценить и проверить отказ на предмет законности.
      Если в отказе имеются признаки неправомерности, то можно либо в суд либо в прокуратуру.
      Можно в обе инстанции одновременно.

      Я предпочитаю обжаловать через суд (срок на обжалование 3 месяца), потому что в отличие от прокуратуры, в суде у заявителя есть процессуальные права.
      Если этими правами уметь пользоваться и выжимать из них все возможности, то шансы увеличиваются.

  • Добрый день,
    прошу уточнить порядок действий при оформлении прирезки из земель общего пользования СНТ которые стоят на кадастровом учете. Можно ли выкупить данную землю у СНТ по договору купли-продажи? Не будет ли препон/дополнительных платежей со стороны гос.органов?

  • здравствуйте, Дмитрий! Ситуация такая. участок ранее был в собственности. На нем возведен дом незавершенный, без разрешения нак строительство. Далее участок был изъят как у добросовестных приобретателей, из за незаконных действий местного главы, по его первоначальному отчуждению. В итоге дом нельзя узаконить земля не наша. Землю нельзя приобрести — на ней дом. Т.к. участок граничит с родителями, появилась идея прирезать кусок под домом к их участку. Возможно разделить его и оформить на себя и прирезать. Разрешат ли прирезку со зданием. Если нет, то разрешат ли с фундаментом. Считается ли он за недостроенный объект?

    • Добрый день, Екатерина.

      У меня нет готового ответа на ваш вопрос, потому что я не знаю начальные размеры исходного участка, к которому вы хотите прирезать землю; неизвестно какую площадь вы планируете прирезать.

      Отсутствие этих данных не дает возможности определить будут ли нарушаться предельные размеры вновь образуемого участка, установленные Правилами землепользования и застройки вашего населенного пункта, с которым я также незнаком.

      Иными словами, в вашей задаче слишком много неизвестных, которые не позволяют дать определенный ответ.

      В статье над комментариями перечислены основания, по которым могут отказать в перераспределния долей.

      Изучите их и другие положения статьи, сравните со своей ситуацией, и вы найдете ответ.

      Тем не менее, я полагаю, что ответ будет скорее отрицательный, чем положительный, потому что, если я правильно понял юридическую сторону вашей проблемы, вы хотите осуществить прирезку не за счет свободной земли, то есть земли не являющейся частью другого сформированного участка, а за счет части другого сформированного земельного участка.

      Относительно недостроя.
      Мне не встречался такой юридический термин — недостроенный объект.

      Есть понятие — объект незавершенного строительства.

      Но для того, чтобы недострой приобрел статус объекта незавершенного строительства, необходимо зарегистрировать право собственности на данный объект, а для этого нужно иметь разрешение на строительство.
      В противном случае, такой недострой считается самовольной постройкой, которому грозит снос.

  • здравствуйте Дмитрий! Подскажите пожалуйста какой орган исполнительной власти принимает документы для заключения соглашения о перераспределении земель лесного фонда (федеральные земли ) в соответствии с прилагаемой схемой земельного участка нам кадастровом плане территории Земля лесного фонда не имеет межевания и конкретных собственников. Я собственник земельного участка . Образуемый земельный участок является его продолжением и на нем расположен дом на праве собственности. Спасибо.

    • Здравствуйте, Нина.

      Землями лесного фонда пока не занимался, поэтому готового ответа на этот вопрос у меня нет.

  • сколько ваша услуга прирезки участка

  • Приветсвую! Прирезкой земельного надела принято считать расширение границ имеющейся территории  за счёт самовольно присоединённых земель, которые расположены рядом. Поскольку количество самовольно добавленных участков возрастало, то правительство решило узаконить и регулировать процесс прирезки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *